9 ночей НАВАРАТРИ - Божественной Матери
28.03.23 - 9 день посвящен Богине Сиддхидатри, особенной форме Лакшми, к которой принято обращаться к кульминационной части праздника Наваратри.
К ней можно обращаться для коррекции влияния Кету.
Подношение - кунжут.
Мантра 108 раз:
ОМ ДЭВИ СИДДХИДАТРИЯЙ НАМАХА
Благоприятный цвет: розовый.
На Дашами Титхи (31 марта) приходится выход из поста и завершение Наваратри.
Выполнение ритуалов в течении Наваратри может помочь сгладить эффекты всех 9 планет.
Желаю провести это время с пользой и надеюсь, что этот материал принесёт благо всем живым существам!
🤍
Девятый день Наваратри. Посвящён Сиддхидатри. Это последний день фестиваля, в это время проводятся празднование Дурги-пуджи: служения в храмах, в иных местах - красочные процессии.
Сиддхи - это "знание" в широком смысле слова. Знание как постижение духовного, как зримое воплощение снятия покрова майи. Говорят, что боги обладают сиддхами, и благодаря им они могут далеко видеть, слышать, читать чужие мысли и тому подобное. Считается, что сиддахми могут овладеть и смертные люди, занимаясь духовными практиками. Существует 8 классических сиддхи (в других текстах их 16): умение становиться маленьким, умение становиться большим, ряд других. Мне больше всего нравится сиддха "умение быть полностью удовлетворённым".
С Сиддхидатри связан многим знакомый образ Шивы как Ардханаришвары - наполовину женщины, наполовину мужчины. Это довольно древний образ, встречается уже в Махабхарате. Ардханаришвара представляет собой синтез мужской и женской энергий вселенной (Пуруша и Пракрити) и иллюстрирует, как Шакти, женский принцип Бога, неотделим от Шивы, мужского принципа Бога, и наоборот. Союз этих принципов представлен как корень и лоно всего творения. Другая точка зрения состоит в том, что Ардханаришвара является символом всепроникающей природы Шивы.
В Махабхарате в книге XIII Упаманью хвалит Шиву, риторически спрашивая, есть ли еще кто-нибудь, чью половину тела разделяет его супруга, и добавляет, что вселенная возникла из союза полов, представленного полуженской формой Шивы. В некоторых рассказах Шива описывается как смуглый и светловолосый, наполовину желтый и наполовину белый, наполовину женщина и наполовину мужчина, а также женщина и мужчина. В книге XIII Шива проповедует Парвати, что половина его тела состоит из ее тела.
В "Сканда-пуране" Парвати просит Шиву позволить ей жить с ним, обнимая «от конечностей к конечностям», и так образуется Ардханаришвара. Так же говорится, что когда демон Андхака хотел схватить Парвати и сделать её своей женой, Вишну спас её и привел в свою обитель. Когда Андхака последовал за ней и туда, Парвати открыла ему свою форму Ардханаришвары. Увидев полумужчину-полуженщину, демон поразился, и его плотские устремления улетучились. С чем андхака и ушёлю. Вишну был поражен, увидев эту форму, и увидел себя в женской части формы.
"Шива-пурана" описывает, что Брахма создал все мужские существа, и сказал им, чтобы они размножались. Естественно, мужчины не смогли этого сделать. Увидев, что творение не растёт, Брахма был сбит с толку и обратился к Шиве за помощью. Чтобы просветить Брахму о его глупости, Шива явился перед ним как Ардханаришвара. Брахма молился женской половине Шивы дать ему женщину для продолжения творения. Богиня согласилась и создала из своего тела различные женские силы, тем самым позволив творению развиваться.
В других пуранах, Рудра (отождествляемый с Шивой) появляется как Ардханаришвара, выходящий из головы, лба, рта или души Брахмы как воплощение ярости и разочарования Брахмы из-за медленного роста творения. Брахма попросил Рудру разделить себя, и последний подчинился, разделившись на мужчину и женщину. Многочисленные существа, в том числе 11 Рудр и различные женские шакти , созданы из обеих половин. В некоторых версиях богиня снова объединяется с Шивой и обещает родиться Сати на земле, чтобы стать женой Шивы. В "Линга-пуране" Ардханаришвара-Рудра настолько горячий, что, появляясь изо лба Брахмы, он сжигает самого Брахму. Затем Ардханаришвара Шива наслаждается своей собственной половиной - Великой Богиней - «путем йоги» и создает Брахму и Вишну из её тела. В повторяющемся цикле эонов Ардханаришваре предназначено вновь и вновь появляться в начале каждого творения.
"Матсья-пурана" описывает, как Брахма, довольный аскезой, совершенной Парвати, награждает её, благословляя ее золотым цветом лица. Это делает её более привлекательной для Шивы, с которым она позже сливается как половина его тела.
Тамильские легенды повествуют о том, что когда боги и мудрецы собрались как-то в обители Шивы, они помолились Шиве и Парвати. Однако мудрец Бхригу воздавал почести только одному божеству, Шиве, и игнорировал Парвати. Рассердившись, Парвати прокляла Бхригу, и он лишился плоти и крови, став скелетом. В этой форме Бхригу не мог стоять прямо, поэтому сострадательные свидетели этой сцены благословили мудреца третьей ногой для поддержки. Поскольку ее попытка унизить мудреца потерпела неудачу, Парвати наказала себя аскезой, которая понравилась Шиве, и побудила его даровать ей благо соединения с ним, тем самым вынудив Бхригу поклоняться ей, а также себе в форме Ардханаришвары. Однако мудрец принял форму жука и обошел только мужскую половину, просверлив отверстие в божестве. Пораженная его преданностью, Парвати примирилась с мудрецом и благословила его. Есть история и о том, как после женитьбы на Парвати Шива включил её в половину своего тела.
В "Калика-пуране" Парвати подозревает Шиву в неверности, когда она увидела отражение какой-то женщины в подобной кристаллу груди Шивы. Шмва разъяснил супруге, что эта женщина - она сама, вечно прибивающая с Ним. После этого божественная пара слилась как Ардханаришвара. Другая история из Северной Индии также говорит о ревности Парвати. Иная женщина, река Ганга, которую часто изображают вытекающей из пучка волос Шивы, сидела у него на голове, а Парвати (в образе Гаури) сидела у него на коленях. Чтобы умиротворить заревновавшую Гаури, Шива объединился с ней как Ардханаришвара.
Но в рассказах шактизма Богиня - это высшее существо. И об образе Ардханаришвара повествуется так. Шива достиг всех своих сиддх, поклоняясь Богине. Сначала не было ничего, ни света, ни бессветия, ни пространства, ни отсутствия пространства, ни времени, ни отсутствия времени - не было вообще ничего, даже отсутствия и того не было. Но вот возник луч божественного света, и распространился, и осветил все уголки мира. Свет лился ниоткуда, у него не было источника и формы. Но затем он сгустился, и принял форму Богини, Махашакти или Ади Шакти. Богиня создала троицу богов - Брахму, Вишну и Шиву. Просле этого Богиня велела новосозданным богам поразмыслить и понять свою роль в мироздании. Много веков сидели боги Триады на берегу океана, совершая аскезы. Наконец, довольная богиня появилась перед ними в форме Сиддхидатри. Она сообщила богам их обязанности: Брахма должен творить, Вишну - сохранять, а Шива - разрушать. В помощь богам Богиня отделила от себя частицы и создала трёх богинь. Сарасвати стала женой Брахмы, Лакшми - Вишну, а Шиве Богиня обещала наиболее свою полную форму, рождённую как Сати, и как Парвати. Эти богини представляли собой силы богов Триады, без них боги не смогли вы выполнять свои обязанности в мироздании. Также Богиня наделила всех богов сиддхами.
Но только Шива познал Богиню в полной мере. Поэтому он смог стать Ардханаришварой. От соединения мужских и женских частей произошло всё творение, и мир стал населённым.
В последней же главе Дэви-махатмьи говорится о том, как царь и вайшья, со вниманием выслушали историю Богини и способы её почитания, рассказанный мудрецом. Исполнившись почтения, пошли они оба на берег реки, и три года радовали Богиню искренним почитанием. Они приносили в дар Богине цветы, благовония, светильники, пищу, окропляли её изображение даже собственной кровью. Наконец, Богиня явилась к ним и спросила, какой дар каждый желает. Царь выбрал себе дар на эту жизнь - собственное царство, силой очищенное от врагов. А на будущую жизнь - несокрушимое царство. И Богиня обещала всё исполнить, а в следующей жизни сделать царя Ману - прародителем человеческого рода, всеобщим предком. Вайшья же пожелал быть навсегда избавленным от мирских устремлений, от выделения "я" и "моё".
В этой истории каждый получил свои дары. Спасибо всем, кто читал эти истории в этом марафоне Богини!